Форум

понедельник, 4 февраля 2019 г.

Уроки Мужества "Дорога жизни"

27 января 2019 года наша страна отметила 75-летие полного снятия блокады Ленинграда.
 Как говорить с детьми о блокаде, да и вообще о Великой Отечественной? И надо ли говорить? 
Для первоклассников знакомство с подвигом ленинградцев я решила начать с удивительной книги Нисона Ходзы "Дорога жизни". 
"Это документальная книга. В ней нет ни одного придуманного персонажа, фантастического сюжета. Все, рассказанное здесь, – абсолютная правда. Правда о куске блокадного хлеба размером с детскую ладонь. О бомбежках. Об эвакуации...
Нисон Ходза рассказывает о самых обычных, простых людях, которые работали на Дороге жизни. Детях, женщинах, мужчинах, стариках...
Нисон Ходза мастерски выстраивает композицию своей книги. Начав с сентября 1941-го, когда фашисты окружили Ленинград, он шаг за шагом ведет своего маленького читателя к ленинградскому Дню Победы – 18 января 1943-го. «Блокада прорвана! И по Ладожскому берегу, отвоеванному у немцев, всего за 17 дней был проложен железнодорожный путь, позже названный Дорогой победы!"
Анна Рапопорт
В гостях у малышей на уроке были старшеклассники. Первоклассники с интересом слушали рассказ десятиклассников о блокаде Ленинграда.
Вспомнили и почтили минутой молчания память блокадников и солдат, освобождавших Ленинград...
Одним из защитников Ленинграда был прапрадедушка нашего одноклассника Мирослава - Глазков Александр Алексеевич. Ребята с особым трепетом слушали рассказ Мирослава: "Мой прадедушка родился в 1911 году. 
В 1939 году был призван в городе Кронштадт. Участвовал в финской войне. Служил в морской пехоте связистом. Всю Великую Отечественную войну провел под блокадным Ленинградом на "Дороге жизни". 
Был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени."
 В освобожденном городе установлен памятник автомобилю, прозванному «Полуторка», отлитому из бронзы грузовику ГАЗ-АА. Именно на таком грузовике прадедушка Мирослава и другие отважные водители перевезли сотни тысяч тонн продуктов в отрезанный блокадой город и эвакуировавших 1,5 миллиона жителей Ленинграда. 
За время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая, а это тысяча машин, «не вернулись из рейса» — провалились под лед или были расстреляны немецкими самолетами. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера.
Во время движения по дороге водители часто не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.
Блокадный Ленинград, несмотря на своё бедственное положение, продолжал снабжать фронт вооружением. На Кировском заводе изготавливались танки, которые переправлялись по льду Ладоги самостоятельно. За первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин.
Кировский завод блокадного Ленинграда выпускал танки КВ-1, самоходки САУ-152, а к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и ИС-2.
На уроке технологии первоклассники создали макеты танков для школьной выставки макетов военной техники.
На странице "Методическая копилка" можно найти презентацию к уроку технологии "Парад Победы. Танк ИС-2" для 1 класса.
Танковый парад 1А
 Первоклассники узнали, что такое блокадный хлеб...
Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Иногда мука находилась под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.
И не смотря ни на что, множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен! 
А книгу "Дорога жизни" Нисона Ходзы мы с ребятами продолжим читать, открывая страницы истории нашей страны. 
Материал к Урокам Мужества:
Книга Н. Ходза "Дорога жизни" в "Лабиринте"

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Как же сложно нашим детям сегодняшнего времени объяснить, что такое блокада! Но как это необходимо объяснять им! Вы провели очень нужное занятие! Будем помнить тех, кто жил и работал в блокадном Ленинграде!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталия Викторовна! Блокада - это испытание на человечность, сострадание, любовь к близким... Эти испытания были ежедневными. Даже представить невозможно, как это было сложно и страшно.
      Постарались и старшеклассники, и я помочь малышам прочувствовать, что пережили ленинградцы, и все величие их подвига!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
    Когда-то в детстве нам в школе рассказывали о тех самых 125 граммах блокадного хлеба.
    И мы с мальчишками решили проверить на себе, что же это такое, 125 граммов хлеба.
    Уговорились, что кроме этого ничего есть не будем. Первый день было даже интересно, растягивать этот кусочек на целый день (такое было условие). На второй день уже немного привыкли. Было даже интересно. Но родители заметили наш поголовный отказ от еды. Тогда мы собрали общее собрание (все 8 квартир - родители и дети) и пояснили, что мы решили... и тек далее.
    Наши родители (дети войны) одобрили нашу затею, только предупредили, если кто-то будет чувствовать себя плохо - сразу на еду не набрасываться, потому что можно отравиться едой.
    Вот мы целую неделю продержались на "блокадном пайке". Конечно, это был обычный черный хлеб, который родители нам ещё присыпали солью, но чувство голода, которое возникло в первые дни, пропало. Его просто не было. Просто была мысль: я смогу. И очень страшно было сорваться первому и подвести товарищей. Хлеб и вода. Целую неделю. Это было трудно.
    А в блокадном Ленинграде было много таких недель. Очень много...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я бы не решилась... Отважные у Вас родители, ноя думаю, что они контролировали "голодание".
      Последующие поколения должны помнить и знать о блокаде Ленинграда, чтобы подобное не повторилось никогда!

      Удалить
  3. с трудом воспринимают ребятишки то, о чем во многих семьях уже и не вспоминают. Ушли из жизни те, кто видел, пережил, на себе прочувствовал горечь военного времени радость победы. И все же мы стараемся рассказать, объяснить, достучаться до каждого маленького сердца. Важные и нужные мероприятия проходя повсеместно, а у Вас в классе и слушали, и смотрели, и творили

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Тысячи ленинградцев отдали свои жизни во время продолжительной осады немецко-фашистских захватчиков. Среди них – дети, женщины, старики. Тяжело об этом рассказывать детям, но они должны об этом знать. Несколько ребят сказали о том, что их прадедушки освобождали Ленинград! Светлая им память... Честь и слава воинам-освободителям блокадного Ленинграда!

      Удалить
  4. Анна Анатольевна, трудно детям, особенно первоклассникам, рассказывать о блокаде. Мы, взрослые, тоже не все знает, и не совсем адекватно воспринимаем эти страшные годы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рекомендую Вам, Ирина Михайловна, прочитать детскую книгу "Дорога жизни". Она рекомендована для дошкольного и младшего школьного возраста, и рассказы в ней о героях - защитниках Ленинграда. Мои первоклассники с интересом слушают, понимают и сопереживают тем давним и страшным дням блокады.

      Удалить
  5. Добрый день, Анна Анатольевна! Мы тоже с ребятами прочитали эту книгу, и Вы правы, что детям очень интересно и доступна вся изложенная в ней информация. Заходите ко мне в блог, меня заинтересовал ваш и я буду подписчиком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Рудольфовна! Рада новым блогочитателям, особенно музыкальным работникам! С удовольствием познакомлюсь с Вашим блогом!

      Удалить

Кто хочет вставить картинку в комментарии?
Для вставки изображений используйте следующие теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы