GrabThis!!
-->
Георгиевская ленточка

четверг, 9 апреля 2015 г.

Чему учат в школе, или родителям о Федеральном образовательном стандарте нового поколения

Уважаемые родители! 
21 апреля наши первоклассники будут писать итоговую Комплексную работу по единому тексту. Прежде чем выложить варианты такой работы, подробнее остановимся на том, зачем она вообще нужна... 
автор статьи 
учитель начальных классов 
МБОУ СОШ № 82 
города Краснодара

Самый банальный вопрос — что должен получить ребенок в школе? Самый очевидный ответ — знания. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией

 О введении Федерального образовательного стандарта второго поколения 

 Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. 

 Рассмотрим подробнее... 

 Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению. 

 Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению. Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. 

 Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. 

 
Существенные отличия Стандарта второго поколения от того, как учились мы, взрослые, в том, что он нацелен не на "знаниевую" парадигму (ребенок под руководством учителя, который выступает проводником и контролером, получает "знания, умения и навыки" и развивается как личность на основе усвоения максимально возможного объема информации), а на"деятельностную" (ребенок под руководством учителя, который выступает как диагност и рефлексирующий соучастник, формирует у себя целостный социально-ориентированный взгляд на мир, учится учиться).

 Ребенок должен получить ключевые компетенции, т.е. быть готовыми использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Противопоставлять компетенции и знания неправомерно. Компетентности определяют такое содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения знаний в реальных жизненных ситуациях. Знания, не подкрепленные практическими умениями, ничего не стоят и не ценятся на рынке труда. 

 Например, какие умения проверяет приведенная в ссылке Комплексная работа
  • умение читать и понимать текст (повествование, описание); 
  • умение производить смысловой анализ текста (устанавливать порядок описываемых в тексте событий); 
  • умение устанавливать соответствие высказывания с предметами (явлениями) из текста; 
  • умение устанавливать логические связи между описанными явлениями; 
  • уметь применять орфографическое правило в письменной речи; 
  • уметь выделить предложение из текста и списать его; 
  • умение использовать математические средства для решения практической задачи; 
  •  уметь выполнять разностное сравнение количества фигур; 
  • умение продолжать последовательность чисел на основе заданного правила; 
  • уметь определить группу предметов, явлений по заданному признаку; 
  • умение устанавливать соответствия между предметами (объектами) живой и неживой природы; 
  • умение осуществлять итоговый контроль собственной деятельности при выполнении работы (рефлексию). 
 А вот так выглядят критерии оценивания. "Натаскать" на выполнение такой работы трудно. Ребенок должен понимать прочитанное, вот что самое главное. Понимать задание, планировать действия, уметь себя проверять.

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Жалко мне современных первоклассников. Еще раз убедилась, что в 6,6 лет в школе делать нечего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Алена Валерьевна!
      Переход на новые стандарты – это веление времени - ничто не стоит на месте, а развивается, развивается и образование. Если отличительная особенность нового стандарта – его деятельностный характер не формальность, то первоклассники с удовольствием посещают школу!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Я желаю Вашим первоклашкам написать контрольную с хорошим результатом. Главное, чтобы они не испугались раньше времени и хорошо думали над заданием.
    [im]http://liubavyshka.ru/_ph/144/2/568964665.gif?1428607692[/im]

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Анатольевна, здравствуйте!
    Образовательный стандарт был необходим, это неизбежное следствие современности и я согласна со всеми приведенными доводами. Если все школы, и все учителя смогут его реализовывать как положено, то всё будет в нашем образовании здорово!
    А Вашим первоклассникам (уж за них-то я спокойна!!! Иметь такого педагога - это огромное везение!) желаю успешного написания контрольной и позитивных результатов. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Спасибо за позитивную поддержку! Все же не все ребята хорошо читают и ориентироваться в тексте им не так просто...

      Удалить
  4. Добрый день, Анна Анатольевна! Спасибо за информацию и разъяснения по ФГОС и комплексной работе, есть время повторить пройденные темы. Всем ребятам 1 "А" класса желаю успешно справиться со всеми заданиями контрольной работы и получить высокие результаты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Николаевна! В первом варианте работы, которую писали в классе, есть опечатки - количество кружков должно было быть в последней строке нечетное! Будем с ребятами разбирать и другие варианты в классе. обязательно справимся с работой!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Спасибо за статью. Вот, казалось бы, все это много раз прочитано, на курсах пройдено, а когда оказываешься в среде, где, прикрываясь ФГОС, все работают по-старому, то начинаешь сомневаться: а правильно ли я делаю?
    Абсурдные мониторинги по предметам в 1 классе! Гелевой ручкой на скучных и страшных бланках в условиях постоянной тревоги, что вот сейчас в класс войдут тети незнакомые и будут наблюдать. Ну что это, как не устаревшая система, ориентированная на знания?
    Я для себя решила, что после диких мониторингов обязательных проведу хорошую, составленную с учетом возрастных особенностей и современных требований, комплексную работу. А к концу апреля мы закончим диагностику УУД, которая больше мне поможет в работе, чем вышеуказанные проверки.
    Хотела писать подобный пост, но теперь дам ссылку на Ваш блог. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ирина Петровна! Спасибо Эльвире Ульфатовне за подробное объяснение! Будет интересно посмотреть Ваши комплексные работы, у нас, мне кажется, работы очень объемные для слабочитающих ребят.

      Удалить

Кто хочет вставить картинку в комментарии?
Для вставки изображений используйте следующие теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы