1. По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.
2. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
3. Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…
Отгадали? Что общего у этих слов? Верно, они все СЛОВАРНЫЕ! А сколько ещё таких слов живёт в словаре!
Ручаюсь, что вы уже слышали о таких словах на уроках русского языка? В чем же их особенность? Почему их называют словарными?
Всё просто. Эти слова пишутся не так, как слышатся. Проверить другим словом их нельзя. Именно поэтому записать их правильно, без ошибок сложно. Попробуйте определить, как записать наших встречающих:
заЕц или заЯц; кОпуста или кАпуста; мОгОзин или мАгАзин?
Ну что, получилось сделать это правильно? А как вы себя проверили? Конечно, проверить написание таких сложных слов можно только по орфографическому словарю. Но не всегда он есть под рукой. Поэтому на уроках русского языка ваши учителя уделяют большое внимание словарным словам. Вы их учите наизусть, чтобы в любой момент вспомнить слово и записать его верно. От класса к классу количество слов увеличивается. Становится все трудней запоминать такие слова. Но мы не будем отступать перед трудностями. Попробуем составить свои словарики, в которых соберем разные способы запоминания словарного слова. То есть постараемся перехитрить словарное слово, чтобы никогда не ошибаться в его написании. Если вы готовы, тогда за дело! Вместе мы создадим "Атлас словарных слов".
Что можно размещать в презентации:
- титульный лист
- словарное слово с выделенным “опасным местом”
- иллюстрация слова (рисунок или картинка из интернета с ссылкой)
- толкование слова
- фонетический анализ слова
- этимология слова, если возможно
- слова-родственники, однокоренные слова (“облако слов”)
- слова синонимы, антонимы
- фразеологизмы, если есть
- пословицы, если есть
- загадки
- ребус
- ассоциации со словарным словом (“хитринки”, которые помогают его запомнить).
Для выполнения некоторых видов работ будем использовать сервисы WEB 2.0.
Goole-презентация - создание презентации словарного слова (нажимайте на свое имя и работайте в своей презентации).
Программа Imagechef - создание облака слов. (инструкция)
Сайт rebus1.com - создание ребусов. (инструкция)
Ребята нарисовали рисунки к словарным словам, составили ребусы, подобрали родственные слова, пословицы и загадки. Вместе мы создали облака слов - семью однокоренных слов и поработали в классе над фонетическим анализом словарных слов.
Вот такое облако слов со словарным словом УЧИТЕЛЬ получилось (можно навести курсор на слова и они увеличатся):
Егор Г. - слово ЗАДАЧА
Егор Г. - слово ЗАДАЧА
Анна Я. - слово УЧИТЕЛЬ
Лиза К. - слово УЧЕНИК
Кирилл Ш. - слово ОТВЕТ
Арина З. - слово ВОПРОС
Клим П. - слово ЛИНЕЙКА
Мирон П. - слово ПОРТФЕЛЬ
Лиза Т. - слово ДЕЖУРНЫЙ
Мирослав Ц. - слово ДНЕВНИК
Настя М. - слово КАРАНДАШ
Даниил Ч. - слово ТЕТРАДЬ
А это облака родственных слов, которые подобрали ребята:
Поиграйте в игру "Учим словарные слова"
Даниил Ч. - слово ТЕТРАДЬ
А это облака родственных слов, которые подобрали ребята:
Поиграйте в игру "Учим словарные слова"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Кто хочет вставить картинку в комментарии?
Для вставки изображений используйте следующие теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы