Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять...
27 января - прорыв Блокады города Ленинграда, который позволил в 1944 году закончить одну из самых трагических страниц мировой истории. Жил и сражался город Ленинград и его жители 900 страшных голодных блокадных дней и ночей. Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.
Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.
Видеоролик к Всероссийскому Уроку Памяти "Блокадный хлеб" - "Блокада Ленинграда глазами детей":
Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.
Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм...
Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба. Это много или мало?
А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: "Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.
Второклассники продолжили знакомство с книгой Нисона Ходзы "Дорога жизни". Это документальная книга. В ней нет ни одного придуманного персонажа, фантастического сюжета. Все, рассказанное здесь, – абсолютная правда. Правда о куске блокадного хлеба размером с детскую ладонь. О бомбежках. Об эвакуации...
Нисон Ходза рассказывает о самых обычных, простых людях, которые работали на Дороге жизни. Детях, женщинах, мужчинах, стариках... Сегодня мы прочитали рассказ о санитарке, которая всю зиму помогала водителям на Дороге жизни.
Второклассники готовили материал для классной газеты Памяти о своих прадедушках, ветеранах Великой Отечественной войны - "Помним! Гордимся! Чтим!". Завтра на уроке технологии мы продолжим работу - изготовим красные гвоздики.
Здравствуйте, Анна Анатольевна! Мне очень понравился ваш урок. Дети должны знать про блокаду Ленинграда.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! К выбору книг о войне я подхожу особенно, ведь насколько важно, кем является автор и что для него это страшное слово "война"... Нисон Ходза - детский писатель, до войны работавший в библиотеке, во время войны - в радиокомитете Ленинградского радио. Писал репортажи с фронта, рассказы.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Очень важная и нужная тема! Пусть о войне дети знают только из книг!
ОтветитьУдалитьКнига "Дорога жизни" обязана быть в школьной библиотеке, Наталия Викторовна, в ней всё написано и показано по главам тех самых страшных дней блокадного Ленинграда и той самой дороги, через которую прошло множество судеб, бед и побед.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Молодцы, что приняли участие в уроке Памяти "Блокадный хлеб".Мне очень понравился Ваш урок. Блокада. Ужас, о котором нельзя забыть. Подвиг, о котором следует помнить!
ОтветитьУдалитьЧтобы понять хотя бы малость, Наталья Владимировна, взять на себя мизерную частичку происшедшего в Ленинграде во время войны, нужно побывать в самом городе – пройти по музеям, послушать экскурсоводов, увидеть следы от снарядов на колоннах зданий...
УдалитьНо и на уроке удалось многое рассказать ребятам о блокаде.
Уважаемая Анна Анатольевна! Спасибо Вам и Вашим ребятам за такой урок. Это очень важно, помнить свою историю. Забыть такое невозможно. Хочется верить, что наши дети пронесут эту память дальше, не забудут тех, кто погиб ради мира на земле.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Владимировна, за знакомство с книгой "Война, блокада я и другие" Людмилы Пожедаевой. Вчера начала читать... О горе и о подвиге, просто и честно.
УдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам огромное за Урок! Как важно донести до детей то, чтО пережили их ровесники более 75 лет назад!
Спасибо за наглядность!
Вы уникальный учитель!
Спасибо, Ольга Николаевна! К нам в прошлом году приходила учительница - Евгения Александровна Соколова, которая ребенком пережила блокаду... Во время блокады маленькой Жене было 10 лет, и ей пришлось увидеть и пережить все ужасы войны: бомбёжки, артобстрелы, голод и холод блокады. Мы с ребятами на уроке вспомнили, о том, как Евгения Александровна рассказывала, как учились школьники во время блокады, как готовили уроки.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна!
ОтветитьУдалитьИ мы принимали участие в этом уроке Памяти. Интересно было узнать,как он прошёл в Краснодаре и во 2а классе. Молодцы!
Спасибо большое!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Урок Мужества учит детей любить Родину, быть смелыми, а главное быть патриотами своей страны.
УдалитьМы в понедельник ждем гостя на Урок Мужества, готовим сюрприз!