Замечательная сказка "В Стране Фразеологизмов", которую сочинила Даша, поможет вам, ребята, понять, что такое фразеологизмы!
Сказка участвует в конкурсе обучающих сказок "Добрым молодцам урок"!
В Стране Фразеологизмов
В
одном самом-самом обыкновенном городе, в самом-самом обыкновенном доме жила
девочка Лиза. Ходила она в школу, во второй класс.
Однажды
девочка Лиза заболела, и ей пришлось самостоятельно разбираться с новой темой
по русскому языку – «Фразеологизмы».
«Какое
сложное слово ФРА-ЗЕ-О-ЛО-ГИЗ-МЫ» - подумала Лиза. Но делать нечего, нужно
учить. «Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по значению» – прочитала
девочка. «Как скучно и непонятно, я не буду сегодня это учить, выучу завтра» –
подумала Лиза. И остаток дня Лиза играла и смотрела телевизор.
Когда
Лиза легла спать, ей приснился удивительный сон: она попала ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ.
Первым, кого она увидела, был странный человечек с огромными глазами.
– Кто
ты? - спросила Лиза.
– Фразеологизм
– ответил странный человечек.
– А
где я? – спросила Лиза.
– В волшебной
стране – Стране Фразеологизмов – ответил он.
– Ой!
– воскликнула девочка – А как мне отсюда выбраться?
– Ищи
Учебник! – испуганно сказал человечек и куда-то убежал.
«Где
же мне найти Учебник?» – подумала Лиза и оглянулась вокруг. Невдалеке от неё
была горка, на вершине которой сидел рак и что-то насвистывал. Под горой стояли
скамейки, а на них сидели странные люди. У одного из них были огромные уши,
которые он развесил на натянутую рядом бельевую веревку. Лиза засмеялась,
увидев, как уши крепятся прищепками к веревке. Второй человечек повесил свой
огромный нос на спинку лавочки. У третьего человечка были очень длинные руки.
«Попробую спросить у них» - решила Лиза. Она подошла к скамейке и сказала:
–
Здравствуйте, эээ… – тут она вспомнила, что она в Стране Фразеологизмов и
быстро продолжила – уважаемые фразеологизмы!
– Здорово,
коли не шутишь! – настороженно ответили ей человечки.
– Уважаемые
фразеологизмы, – продолжила девочка – подскажите мне, где я могу найти Учебник
Русского Языка?
– Да
вот же он, рукой подать, – сказал человечек с длинными руками и протянул руку.
На другом конце его руки Лиза увидела Учебник.
Лиза
быстро подбежала к Учебнику. Он заинтересованно посмотрел на неё.
– Здравствуй,
Учебник! – воскликнула девочка, – меня зовут Лиза. Пожалуйста, помоги мне
вернуться домой!
– Здравствуй,
Лиза! Конечно, я тебе помогу. Но для этого тебе нужно понять, что такое
фразеологизмы. И разгадать жителей этой страны, которые встретятся тебе по
дороге домой!
– Так
давай поскорее начнем наше путешествие! – обрадовалась Лиза.
– Что
ты знаешь про фразеологизмы? – спросил учебник.
– Фразеологизмы
– это устойчивые сочетания слов, цельные по значению, – вспомнила Лиза. И
замолчала.
–
Верно! Приведи примеры.
– Я
их не знаю… - смущенно ответила Лиза, - я дальше не читала.
– Поэтому
ты и попала в нашу страну. Не расстраивайся, я тебе помогу. Помнишь, кто
показал тебе, где я?
–
Да.
– А
что он сказал при этом?
– Он
сказал: «Да вот же он. Рукой подать». Кажется, я догадалась! Это был
фразеологизм – рукой подать.
– А
что он значит?
–
Очень близко, совсем рядом.
–
Молодец, Лиза, - сказал ей учебник. – А какие фразеологизмы ты сегодня уже
встретила в нашей стране?
–
Первым я встретила испуганного человечка с огромными глазами. Я догадалась, как
его зовут. Это фразеологизм у страха глаза велики. Он значит,
что если ты всего боишься, то ты испугаешься даже того, чего бояться не стоит.
– Правильно.
– А ещё я видела человечка с огромными
развешанными на веревке ушами. Однажды папа сказал моему старшему брату, что не
нужно быть таким доверчивым, его обманывают, а он уши развесил. Значит этот
человечек – фразеологизм уши развесил. Он обозначает
доверчивость, веру на слово. А рядом сидел человечек с огромным носом. Он его
даже на спинку лавочки повесил. Но я его узнала. Это фразеологизм нос
повесить. Он обозначает, что кто-то огорчился, расстроился. Когда я
расстраиваюсь, моя мама всегда мне говорит: «Не вешай нос, Лиза. Всё у
тебя получится». Я всех узнала, пошли дальше?
–
Нет, посмотри внимательно. Видишь рака?
–
Ой, а его-то я как раз и не знаю, – расстроилась Лиза.
– Это
фразеологизм когда рак на горе свиснет. Как ты думаешь, что он обозначает?
– Не
знаю. Раки не умеют свистеть… Поняла! Это значит, что никогда не случится.
–
Правильно! Ты умница, ты быстро разберёшься с фразеологизмами и вернёшься к
себе домой.
И
учебник вместе с Лизой пошли по дороге домой. Вдруг Лиза увидела странного
волка. Его ноги, вооружившись ложками и вилками, накладывали в его пасть еду.
–
Смотрите, волка ноги кормят!
–
Всё верно Лиза. Это фразеологизм волка ноги кормят. Что он значит?
– Попробую
догадаться. Волку, чтобы добыть себе еду, нужно много бегать и искать. Значит,
этот фразеологизм обозначает, что для того чтобы заработать себе на еду, нужно
много искать, добывать и не лениться.
– Ты
абсолютно права. Посмотри, видишь эту собачонку? Что за это фразеологизм?
– У
этой собачонки с боку пятая нога. Зачем она ей, она ведь лишняя?
–
Это фразеологизм как собаке пятая нога. А ты должна догадаться, что он значит.
–
Пятая нога собаке совсем не нужна. Наверное, так говорят о чем-то лишнем и не
нужном. Я права?
–
Да, Лиза.
Вдруг
мимо Учебника и Лизы прокатилось колесо, в котором бегала белка.
– Я знаю! Это фразеологизм вертится
как белка в колесе. Моя мама после работы приходит домой, начинает
готовить, убирать, стирать и говорит, что она вертится как белка в колесе.
Это значит, что она хлопочет, занимается множеством разных дел.
– Ты
правильно отгадала этот фразеологизм. Идем дальше.
Вскоре
Учебник и Лиза повстречали ещё два фразеологизма. Первым были две руки, которые,
не переставая, чесались, а рядышком был нос, который увлеченно клевал
рассыпанное на земле зерно.
– Я
их знаю, я их знаю! – закричала Лиза, - Это руки чешутся и клевать
носом!
– Руки
чешутся, это значит, что очень хочется что-то сделать. Заняться
каким-то интересным делом. А ещё, когда у моего старшего брата чешутся
руки, это может значить, что он хочет с кем-нибудь подраться. А клевать
носом, значит хотеть спать!
Вскоре
и Учебник и Лиза увидели вдалеке огромную дверь. Подойдя поближе, рядом с
дверью они заметили ещё три фразеологизма. Нос, из которого торчал воткнутый
топор, человечка, который носил воду в дырявом тазике и маленький зубик.
– Ну вот, мы почти у цели! Осталось отгадать
эти фразеологизмы, дверь откроется, и ты вернешься домой!
– Учебник,
а что за дырявый тазик у этого фразеологизма?
– Это
решето. У него вместо дна – сетка. Им
просеивают муку, песок...
– Но
зачем же этот фразеологизм носит воду решетом, она же вся через сетку
выливается?! Это бесполезная работа!!! Мне кажется, я догадалась. Это
фразеологизм носить воду решетом. Он о бесполезной, бессмысленной работе.
–
Всё верно, – сказал учебник. – У этого фразеологизма есть родной брат,
фразеологизм толочь воду в ступе. А вот, кстати, и он.
Лиза
посмотрела и увидела ступу, в которой подпрыгивал пестик, и из ступы
выплёскивалась вода.
–
Тебе осталось разгадать два фразеологизма, напомнил Учебник.
–
Нос с топором – это легко! – заявила Лиза. – Это фразеологизм зарубить
на носу. Его значение – запомнить очень хорошо, крепко-накрепко. Я
теперь фразеологизмы хорошо знаю. Я их зарубила себе на носу!
– Да
Лиза, теперь ты знаешь их на зубок. Кстати, это отгадка последнего
фразеологизма. Подходи к двери, ты выучила урок.
Лиза
подошла к двери, дверь начала открываться… Она открыла глаза и увидела, что лежит
в своей кровати. Теперь Лиза знала фразеологизмы как свои пять пальцев. А
вы знаете, что это такое?
Добрый день, Даша! Сколько интересных фразеологизмов ты включила в сказку, здорово получилось! Умница!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Анатольевна. Даша очень старалась, жаль, что было ограничение, а то бы сказка получилась ещё длиннее.
ОтветитьУдалитьДаша ты молодец! Очень интересная сказка!
ОтветитьУдалить